Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Школы приемных родителей «Умиление»

1. Общие положения

1.1. Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – Программа подготовки) составлена на основании Программы, утвержденной Правительством Санкт-Петербурга, разработанной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга с целью реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и дополнена методическими разработками Школы приемных семей Центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при Марфо-Мариинской обители г. Москва.

Структура Программы подготовки включает содержание Программы подготовки, учебно-тематический план Программы подготовки, форму проведения подготовки по Программе подготовки, общую трудоемкость Программы подготовки, а также итоговую аттестацию по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее – кандидаты в приемные родители). Общая трудоемкость Программы составляет 67 академических часов.

Порядок организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в рамках приказа Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2015 г. №235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».

1.2. Понятия и термины, используемые в настоящей Программе подготовки, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.

1.3. Организация подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется Школой приемных родителей Автономной некоммерческой организации социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Социальный центр «Умиление»» (далее – Школа приемных родителей «Умиление»).

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» полномочия органов опеки и попечительства по подготовке замещающих родителей осуществляются Школой приемных родителей «Умиление» на основании договоров, заключенных с органами опеки и попечительства Санкт-Петербурга (п. 3 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»).

2. Цели и задачи подготовки граждан

2.1. Целью подготовки кандидатов в приемные родители является повышение уровня компетентности и осознанности кандидатов в приемные родители при принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для профилактики возвратов детей из семей, принявших их на воспитание.

2.2. Задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются:

а) повышение психолого-педагогической и правовой компетенции кандидатов в приемные родители и формирование педагогических навыков для воспитания ребенка;

б) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

в) содействие созданию благоприятной адаптационной среды для детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях кандидатов в приемные родители;

г) профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей;

д) снижение числа возврата детей, оставшихся без попечения родителей, из семей, принявших на воспитание детей;

е) привлечение граждан к приему ребенка-сироты сложной категории (дети-инвалиды);

ж) духовно-пастырское окормление замещающей семьи в традициях православной культуры, приобщение к духовному наследию Русской Православной Церкви.

3. Содержание Программы подготовки

3.1. Содержание Программы подготовки состоит из учебно-тематического плана, включающего трудоемкость Программы подготовки, наименования и содержания разделов Программы подготовки, содержащего требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители.

3.2. Учебно-тематический план Программы подготовки по очной форме:

№ п/п Наименование раздела Всего часов Лекции Тренинги Индивиду­ альное консульти­ рование
  Итого 68 16 40 12
1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители 7 1 3 3
2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей 9 1,5 6,5 1
3. Этапы развития ребенка 2 1 1  
4. Особенности развития и поведения
ребенка, оставшегося без попечения
родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
4 1 3  
5. Последствия от разрыва с кровной
семьей для развития ребенка,
оставшегося без попечения родителей
(нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери,
формирование личной и семейной идентичности)
4 1 3  
6. Адаптация приемного ребенка и
приемной семьи
6 1 3 2
7. «Трудное» поведение приемного
ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
8 1,5 6,5  
8. Роль духовно-нравственного воспитания 2 2    
9. Обеспечение безопасности ребенка.
Меры по предотвращению рисков
жестокого обращения и причинения
вреда здоровью ребенка
4 1 3  
10. Особенности полового воспитания
приемного ребенка
2 1 1  
11. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка 7 1 6  
12. Воспитание детей с ОВЗ 3 1 2  
13. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан 2 2    
14. Взаимодействие приемной семьи с
органами опеки и попечительства и
иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
2   2  
15. Подведение итогов освоения курса
подготовки кандидатов в приемные
родители
6     6

3.3. Содержание разделов Программы подготовки:

3.3.1. Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.

Раздел 1 Программы подготовки включает проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка);

а) содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки, в том числе по следующим темам:

• выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

• оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

• ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

• формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

• формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

• ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

• ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

• ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

3.3.2. Раздел 2. Предоставление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.

Раздел 2 Программы подготовки включает следующие темы:

• изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

• проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

• проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

3.3.3. Раздел 3. Этапы развития ребенка.

Раздел 3 Программы подготовки включает следующие темы:

• общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

• роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

3.3.4. Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

Раздел 4 Программы подготовки включает следующие темы:

• виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

• диспропорция развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;

• семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

• оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

3.3.5. Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).

Раздел 5 Программы подготовки включает следующие темы:

• потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

• причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

• типы «нарушенной привязанности» (понятие «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);

• понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

3.3.6. Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.

Раздел 6 Программы подготовки включает следующие темы:

• особенности ожиданий приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

• этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

• тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;

• роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

3.3.7. Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.

Раздел 7 Программы подготовки включает следующие темы:

• формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

• эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

• причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

• понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

3.3.8. Раздел 8. Роль духовно-нравственного воспитания ребенка.

Раздел 8 Программы подготовки включает следующие темы:

• понятие о духовно-нравственном воспитании личности ребенка; проблемы и искажения понятий нравственности и морали в современном обществе;

• нравственное здоровье семьи, ее духовные ценности и традиции в Православной культуре;

• представления о главных духовных ценностях в детском возрасте; условия формирования нравственной сферы ребенка;

• патриотическое воспитание, как часть духовного воспитания.

3.3.9. Раздел 9. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

Раздел 9 Программы подготовки включает следующие темы:

• создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

• способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

• предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

• медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития.

3.3.10. Раздел 10. Особенности полового воспитания приемного ребенка.

Раздел 9 Программы подготовки включает следующие темы:

• возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

• формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;

• способы защиты ребенка от сексуального насилия.

3.3.11. Раздел 11. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.

Раздел 11 Программы подготовки включает следующие темы:

• родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка;

• стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;

• способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

• социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;

• семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

• понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

3.3.12. Раздел 12. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Принятие в семью ребенка с инвалидностью.

Раздел 12 Программы подготовки включает следующие темы:

• нозологические группы инвалидов; общая характеристика типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп;

• отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья в нашем обществе, мифы и предрассудки; социализация и интеграция в общество ребенка-инвалида;

• особенности содержания детей в учреждениях для детей-инвалидов и влияние этого периода на развитие и поведение детей;

• роль семьи в развитии и реабилитации ребенка с ОВЗ, адаптация в семье; позитивные примеры семей с детьми-инвалидами;

• необходимые ресурсы (внутренние и внешние) для принятия ребенка, дальнейшая работа с семьями, которые выразили готовность взять ребенка-инвалида.

3.3.13. Раздел 13. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Раздел 13 Программы подготовки включает следующие темы:

• правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;

• формы семейного устройства: усыновление, опека или попечительство; формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;

• требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок предоставления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном, попечителем или приемным родителем;

• порядок предоставления кандидатами в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

• правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

• порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

• порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов ребенка, передаваемых приемной семье;

• порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном или попечителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

• меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

• защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

• порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок предоставления опекунами или попечителями, приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

• правовые последствия усыновления, установления опеки или попечительства – личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов или попечителей, а также членов их семей;

• порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;

• последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

• порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

3.3.14. Раздел 14. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

Раздел 14 Программы подготовки включает следующие темы:

• родительские и профессиональные функции приемной семьи;

• взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;

• информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи; взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

3.3.15. Раздел 15. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

Раздел 15 Программы подготовки включает следующие темы:

• обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;

• обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

• проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

• составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).