Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Школы приемных родителей «Умиление»
1. Общие положения
1.1. Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – Программа подготовки) составлена на основании Программы, утвержденной Правительством Санкт-Петербурга, разработанной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга с целью реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и дополнена методическими разработками Школы приемных семей Центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при Марфо-Мариинской обители г. Москва.
Структура Программы подготовки включает содержание Программы подготовки, учебно-тематический план Программы подготовки, форму проведения подготовки по Программе подготовки, общую трудоемкость Программы подготовки, а также итоговую аттестацию по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее – кандидаты в приемные родители). Общая трудоемкость Программы составляет 67 академических часов.
Порядок организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в рамках приказа Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2015 г. №235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».
1.2. Понятия и термины, используемые в настоящей Программе подготовки, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.
1.3. Организация подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется Школой приемных родителей Автономной некоммерческой организации социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Социальный центр «Умиление»» (далее – Школа приемных родителей «Умиление»).
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» полномочия органов опеки и попечительства по подготовке замещающих родителей осуществляются Школой приемных родителей «Умиление» на основании договоров, заключенных с органами опеки и попечительства Санкт-Петербурга (п. 3 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»).
2. Цели и задачи подготовки граждан
2.1. Целью подготовки кандидатов в приемные родители является повышение уровня компетентности и осознанности кандидатов в приемные родители при принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для профилактики возвратов детей из семей, принявших их на воспитание.
2.2. Задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются:
а) повышение психолого-педагогической и правовой компетенции кандидатов в приемные родители и формирование педагогических навыков для воспитания ребенка;
б) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
в) содействие созданию благоприятной адаптационной среды для детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях кандидатов в приемные родители;
г) профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей;
д) снижение числа возврата детей, оставшихся без попечения родителей, из семей, принявших на воспитание детей;
е) привлечение граждан к приему ребенка-сироты сложной категории (дети-инвалиды);
ж) духовно-пастырское окормление замещающей семьи в традициях православной культуры, приобщение к духовному наследию Русской Православной Церкви.
3. Содержание Программы подготовки
3.1. Содержание Программы подготовки состоит из учебно-тематического плана, включающего трудоемкость Программы подготовки, наименования и содержания разделов Программы подготовки, содержащего требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители.
3.2. Учебно-тематический план Программы подготовки по очной форме:
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Лекции | Тренинги | Индивиду альное консульти рование |
---|---|---|---|---|---|
Итого | 68 | 16 | 40 | 12 | |
1. | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 7 | 1 | 3 | 3 |
2. | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 9 | 1,5 | 6,5 | 1 |
3. | Этапы развития ребенка | 2 | 1 | 1 | |
4. | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
4 | 1 | 3 | |
5. | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
4 | 1 | 3 | |
6. | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
6 | 1 | 3 | 2 |
7. | «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка |
8 | 1,5 | 6,5 | |
8. | Роль духовно-нравственного воспитания | 2 | 2 | ||
9. | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
4 | 1 | 3 | |
10. | Особенности полового воспитания приемного ребенка |
2 | 1 | 1 | |
11. | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 7 | 1 | 6 | |
12. | Воспитание детей с ОВЗ | 3 | 1 | 2 | |
13. | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 2 | 2 | ||
14. | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
2 | 2 | ||
15. | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
6 | 6 |
3.3. Содержание разделов Программы подготовки:
3.3.1. Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
Раздел 1 Программы подготовки включает проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка);
а) содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе по следующим темам:
• выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
• оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
• ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
• формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
• формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
• ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
• ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
• ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
3.3.2. Раздел 2. Предоставление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.
Раздел 2 Программы подготовки включает следующие темы:
• изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
• проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
• проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
3.3.3. Раздел 3. Этапы развития ребенка.
Раздел 3 Программы подготовки включает следующие темы:
• общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
• роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
3.3.4. Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.
Раздел 4 Программы подготовки включает следующие темы:
• виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
• диспропорция развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
• семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
• оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
3.3.5. Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).
Раздел 5 Программы подготовки включает следующие темы:
• потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
• причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
• типы «нарушенной привязанности» (понятие «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
• понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
3.3.6. Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.
Раздел 6 Программы подготовки включает следующие темы:
• особенности ожиданий приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
• этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
• тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
• роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
3.3.7. Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.
Раздел 7 Программы подготовки включает следующие темы:
• формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
• эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
• причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
• понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
3.3.8. Раздел 8. Роль духовно-нравственного воспитания ребенка.
Раздел 8 Программы подготовки включает следующие темы:
• понятие о духовно-нравственном воспитании личности ребенка; проблемы и искажения понятий нравственности и морали в современном обществе;
• нравственное здоровье семьи, ее духовные ценности и традиции в Православной культуре;
• представления о главных духовных ценностях в детском возрасте; условия формирования нравственной сферы ребенка;
• патриотическое воспитание, как часть духовного воспитания.
3.3.9. Раздел 9. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.
Раздел 9 Программы подготовки включает следующие темы:
• создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
• способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
• предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
• медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития.
3.3.10. Раздел 10. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
Раздел 9 Программы подготовки включает следующие темы:
• возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
• формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
• способы защиты ребенка от сексуального насилия.
3.3.11. Раздел 11. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.
Раздел 11 Программы подготовки включает следующие темы:
• родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка;
• стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
• способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
• социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
• семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
• понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
3.3.12. Раздел 12. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Принятие в семью ребенка с инвалидностью.
Раздел 12 Программы подготовки включает следующие темы:
• нозологические группы инвалидов; общая характеристика типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп;
• отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья в нашем обществе, мифы и предрассудки; социализация и интеграция в общество ребенка-инвалида;
• особенности содержания детей в учреждениях для детей-инвалидов и влияние этого периода на развитие и поведение детей;
• роль семьи в развитии и реабилитации ребенка с ОВЗ, адаптация в семье; позитивные примеры семей с детьми-инвалидами;
• необходимые ресурсы (внутренние и внешние) для принятия ребенка, дальнейшая работа с семьями, которые выразили готовность взять ребенка-инвалида.
3.3.13. Раздел 13. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Раздел 13 Программы подготовки включает следующие темы:
• правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
• формы семейного устройства: усыновление, опека или попечительство; формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
• требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок предоставления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном, попечителем или приемным родителем;
• порядок предоставления кандидатами в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
• правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
• порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
• порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов ребенка, передаваемых приемной семье;
• порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном или попечителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
• меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
• защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
• порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок предоставления опекунами или попечителями, приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
• правовые последствия усыновления, установления опеки или попечительства – личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов или попечителей, а также членов их семей;
• порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
• последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
• порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
3.3.14. Раздел 14. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Раздел 14 Программы подготовки включает следующие темы:
• родительские и профессиональные функции приемной семьи;
• взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
• информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи; взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
3.3.15. Раздел 15. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
Раздел 15 Программы подготовки включает следующие темы:
• обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
• обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
• проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
• составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).